Строительство канала «Евразия» может изменить экологию всей Ростовской области - DONTR.RU

27 февраля 2008, 16:32
Новый водный канал из Азии в Европу может пройти по Ростовской области. В ближайшее время «Евразийский банк развития» проведет тендер стоимостью более 100 миллионов рублей на сравнительную оценку двух проектов каналов - «Евразия» и «Волго-Дон-2». Если строительство начнется, это может изменить экологию дельты Дона и всей Ростовской области. Новый водный канал из Азии в Европу может пройти по Ростовской области. В ближайшее время «Евразийский банк развития» проведет тендер стоимостью более 100 миллионов рублей на сравнительную оценку двух проектов каналов - «Евразия» и «Волго-Дон-2». Если строительство начнется, это может изменить экологию дельты Дона и всей Ростовской области.   На одном берегу Веселовского водохранилища - Европа, на другом - Азия. Манычская впадина с чередой рек, озер и рукотворных резервуаров воды издавна привлекает внимание желающих проложить здесь торговый судоходный путь. Кажется, что сама природа в угоду человеку устроила ландшафт таким образом, что сооружение водного канала из одной части света в другую напрашивается само собой. О строительстве начали говорить более 100 лет назад. Но в 20 веке решение вопроса отодвинулось на второй план после того как проложили Волго-Донской канал.  В начале 21 «Волгодон» стал слишком тесен. О необходимости строительства канала «Евразия» снова заговорили. Руководители некоторых регионов, через которые, предположительно, пройдёт эта транспортная артерия, готовы уже сейчас предоставить бизнес-проекты. «Ученые сегодня подтверждают - если они раньше были против строительства этого канала и сомнения были, что это нарушит экологию Маныча, других рек и Приманычья в целом, то на сегодняшний день все сошлись в одном - строительство канала »Евразия« решит проблему экологии нашего региона», - отметил глава администрации Апанасенковского района Ставропольского края Александр Косолапов. У ростовских экологов такие заявления вызывают удивление. Они говорят, что природный ландшафт здешних водно-болотных угодий уникален. Любое вмешательство, тем более, строительство такого масштаба, может вызвать катастрофические последствия. «Есть интересы государства, есть интересы трансконтинентальных компаний, но свой интерес всегда ближе, о своем интересе всегда больше душа болит. Нас, как рыбников, такая перспектива не радует», - отметил начальник отдела развития рыбохозяйственного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Александр Раздоров. Эту обеспокоенность легко понять, если представить степень антропогенного вмешательства. Судоходный канал «Евразия» соединит Каспийское и Азовское моря. Сооружение должно иметь шесть шлюзов, а длина его может достигнуть 850 километров. Предполагается проход судов грузоподъёмностью до восьми тысяч тонн. Грузопропускная способность одной нитки - 45 миллионов тонн в год. Для сравнения - у Волго-Донского канала около 13 миллионов. Огромный судоходный канал шириной 80 метров и глубиной около шести на этом участке, скорее всего, пройдёт вдоль Веселовского водохранилища. Плотину, скорее всего, разрушат и сделают новые шлюзы - в несколько раз больше, чем ныне существующие. По этому каналу пойдут огромные океанские суда. По расчётам экологов высота волны, поднимаемая такими танкерами, в высоту будет более двух метров. Никакой речи о нормальном существовании флоры и фауны уже не может быть. А если случится авария с одним из нефтеналивных судов, на всей экосистеме можно будет ставить крест. Веселовское водохранилище внесено в список ЮНЕСКО как резервуар экологически чистой пресной воды, неповторимое озеро Маныч-Гудило, нетронутая плугом обширная пойма с уникальным набором трав, государственный природный заповедник «Ростовский» - это участок территории, по которой возможно проляжет новый торговый путь. «Экологические последствия от этого проекта будут очень тяжелыми. И в ряде случаев непредсказуемыми. Потери будут невосполнимыми. Мы считаем, что там, где проекты такого масштаба приводят к невосполнимым потерям или к непредсказуемым последствиям, реализовывать их нельзя», - отметил председатель комитета по охране окружающей среды и природоохранных ресурсов администрации Ростовской области Григорий Скрипка. Сторонники строительства канала апеллируют к экономическим выгодам. Предполагаемое снижение транспортных расходов по сравнению с перевозками через Суэцкий канал составит по стоимости перевозок - 25-30 процентов, а по времени в пути - до 50 процентов. Но на другой чаше весов навсегда изменённый ландшафт и опасность затронуть залежи соли, слой которых в районе озера Маныч-Гудило достигает толщины двух километров. «Стройте трубопроводы, перевозите через Каспий, там перегружайте, здесь терминалы можно построить. Есть надёжные технологии, наши люди будут заняты на этих работах. А просто так перерыть юг страны... А ещё наряду с этим надо будет строить десятки дорог, обходов, мостов и прочее», - негодует министр транспорта Ростовской области Дживан Вартанян. Перспектива строительства канала «Евразия» не привлекает и краеведов. Кумо-Манычская впадина - вековой коридор, вдоль которого селились десятки народностей и племён. Земля здесь буквально переполнена артефактами. Из-за стройки века наследие былых цивилизаций может быть утеряно навсегда. «Не превысит исторически потеря этого уникальнейшего комплекса Маныч-Гудило, Маныч Восточный, Маныч Западный,  никакая экономическая выгода. Мы должны сохранить это для потомков. Более того, цивилизованный мир считает - здесь бывают люди со всего мира на охоте - здесь нужно сделать хороший национальный парк», - отмечает краевед Геннадий Колесов. Мнение «против» практически единодушное. Но экономические и политические моменты зачастую оказываются решающими. Всё зависит от того, на каком уровне решается судьба Маныча. Альтернатива есть, уверены защитники природы. Взять хотя бы строительство второй нитки Волго-Донского канала. Специалисты готовы научно обосновать сомнительные перспективы канала «Евразия», а активисты выступают с предложением вынести вопрос о его строительстве на общенародный референдум.
Спасибо за ваш комментарий
В Егорлыкском районе ремонтируют участок трассы Ростов — Ставрополь
25 апреля 2024, 13:50
В Егорлыкском районе ремонтируют участок трассы Ростов — Ставрополь
Завершить работы планируют к началу летнего ....
Жители Новочеркасска участвуют в интерактивной игре «За Родину»
25 апреля 2024, 13:37
Жители Новочеркасска участвуют в интерактивной игре «За Родину»
Молодежь и старшее поколение проверяют свои знания истории Великой Отечественной ....
Капсулу времени заложили в пожарно-спасательной части в Азовском районе
25 апреля 2024, 11:58
Капсулу времени заложили в пожарно-спасательной части в Азовском районе
Спасатели вложили флеш-карту в виде пожарной машины с фото и видео ....
В Волгодонске вывезли более 20 тысяч кубометров мусора, образовавшегося после ледяного дождя в феврале
25 апреля 2024, 11:43
В Волгодонске вывезли более 20 тысяч кубометров мусора, образовавшегося после ледяного дождя в феврале
По словам главы администрации города, самостоятельно с проблемой не ....
Пробка сковала автомобильное движение на выезде из Батайска в сторону Ростова-на-Дону
25 апреля 2024, 09:09
Пробка сковала автомобильное движение на выезде из Батайска в сторону Ростова-на-Дону
В данную минуту машины с трудом продвигаются по ул. ....