«Такого нет в мире ни у кого»: над чем сегодня работают ученые ЮФУ? - DONTR.RU

10 ноября 2019, 19:20

В КБ прописывают и цифровые алгоритмы радиолокационной станции для некоего тяжёлого военного самолёта особого назначения и «мозгов» одного из самых современных истребителей.

Одна из лучших машин отечественного авиапрома - амфибия Бе-200 впервые поднялась в воздух чуть больше 20 лет назад. С тех пор самолёт участвовал в тушении пожаров по всему миру. С 2020 года планируется начать поставки в США. Создатель - таганрогский ТАНТК имени Бериева, в этом году отметил 85-летие. Подарком к дате могут стать разработки учёных Южного федерального университета. Здесь работают над усовершенствованием знаменитого летающего «пожарного». В частности, над проектом радиолокационного комплекса, который позволит максимально точно рассчитывать высоту и длину волн при приводнении с борта.

Заведующий кафедрой радиотехнических и телекоммуникационных систем ЮФУ Владимир Лобач:

«Эти показатели необходимы штурману, лётчику для того, чтобы квалифицированно определить направление и возможность вообще взлёта и посадки. Естественно, это повышает безопасность и качество эксплуатации летательных аппаратов».

А этот прибор сможет создавать трёхмерные изображения лежащих на дне судов. И спасать жизни людей, заточённых на их борту. Над многолучевым эхолотом авиационного базирования работают в конструкторском бюро цифровой обработки сигналов ЮФУ.

Директор - главный конструктор научно-конструкторского бюро цифровой обработки сигналов ЮФУ Игорь Маркович:

«Тонет подводная лодка или корабль и он сразу прилетает в заданное место, опускает подводный аппарат с нашей гидроакустикой и быстренько находит терпящее бедствие судно. Так поднимают, спасают людей. Это стратегическая задача. Такого нет в мире ни у кого. Я это могу официально подтвердить».

Подобный подводный аппарат уже успешно работает на российском океанографическом исследовательском судне «Янтарь». Его использовали во время поиска подлодки в Аргентине, двух российских самолётов в Средиземноморье. В ЮФУ ведётся работа над созданием второго такого локатора. Но это лишь то, что касается гражданской промышленности. В КБ прописывают и цифровые алгоритмы радиолокационной станции для некоего тяжёлого военного самолёта особого назначения и «мозгов» одного из самых современных истребителей. Всё остальное - секретно.

«Про это я только могу сказать, что это перспективный, современный, самый быстрый отечественный самолёт-истребитель. Мы разрабатываем один из режимов в нем. Всё. Больше я вам ничего не могу сказать. Это же самолёт военный», - рассказал Игорь Маркович.

Здесь тоже царит полная непроницаемость. В вузах России это единственное подобное помещение. Стены и потолок полностью закрывают решётки из пирамидообразных элементов пористого материала, обработанного кислотой. На создание уникальной безэховой камеры потребовалось около 50 миллионов рублей. Она находится на кафедре антенн и радиопередающих устройств Южного федерального университета. Вскоре в её центре для испытаний разместят маленькую копию нового самолёта таганрогских авиоконструкторов. Название разглашать запрещено.

Это копия разрабатываемого таганрогским авиакомплексом самолёта в размере 3,5 на 4 метра. В институте её в шутку называют «мальчиком». Такие же реальные модели антенн в масштабе 1 к 15 будут установлены на макете для того, чтобы выяснить, как устройства будут взаимодействовать в реальных условиях.

Заведующий кафедрой антенн и радиопередающих устройств ЮФУ Юрий Юханов:

«Мы размещаем их на объекте и смотрим, насколько изменились эти характеристики, остаются ли они в пределах тех параметров, которые требуют ГОСТы, или нет. Тогда либо мы меняем местоположение, либо меняем конструкцию, либо даём рекомендации заказчику».

Будущих авиаконструкторов готовят тоже на базе ЮФУ. У студентов кафедры «Летательные аппараты» реальных разработок пока нет. Сейчас они могут предложить только дипломные проекты. Но даже чертежи полностью снимать запрещено. Ведь, например, этот современный военный самолёт построить совершенно реально.

Профессор кафедры «Летательные аппараты» ЮФУ Геннадий Панатов:

«Вы посмотрите, какой объём работы делает конструктор. Он разрабатывает конструкцию фюзеляжа, крыла, оперения - всех систем, которые есть в самолёте. Это огромная работа».

Доктор технических наук Геннадий Панатов - один из создателей амфибии Бе-200. Он возглавлял таганрогский авиастроительный комплекс в период лихих 90-х. Но даже тогда в воздух удавалось поднимать новые модели самолётов ТАНТК имени Бериева. Профессор надеется, что его студентам посчастливится также внести свой вклад в историю отечественного авиастроения.
Спасибо за ваш комментарий
Юные техники Волгодонска стали призерами чемпионата по робототехнике в Красноярске
18 апреля 2024, 16:28
Юные техники Волгодонска стали призерами чемпионата по робототехнике в Красноярске
Молодые дончане проявили себя в номинации «Лучшее математическое решение». ....
В Ростовской области провели мастер-классы для преподавателей-статистиков
18 апреля 2024, 12:46
В Ростовской области провели мастер-классы для преподавателей-статистиков
Занятия провел известный московский профессор из Высшей школы экономики Алексей ....
Студенты ЮФУ разработали портативный дыхательный тренажер
17 апреля 2024, 18:53
Студенты ЮФУ разработали портативный дыхательный тренажер
Конструкцию прибора сделают более удобной, когда проект ....
В Ростове пройдет «Южный ИТ-форум»
17 апреля 2024, 14:31
В Ростове пройдет «Южный ИТ-форум»
Мероприятие пройдет 19 апреля на базе медиапарка «Южный ....
Новый урок появится в донских школах: чему будут учить на «Основах безопасности и защите Родины»?
15 апреля 2024, 19:37
Новый урок появится в донских школах: чему будут учить на «Основах безопасности и защите Родины»?
Нововведения коснутся учеников как старших, так и средних ....
Донские инженеры разработали инновационные пожарные датчики
15 апреля 2024, 15:00
Донские инженеры разработали инновационные пожарные датчики
Приборы действуют на основе искусственного интеллекта. ....