Таганрогский «Прибой» расширяет производство высокотехнологичной пьезокерамики - DONTR.RU
2 августа 2022, 11:42
Большую часть продукции местный завод «Прибой» поставляет для нужд военно-морского флота России.
В Таганроге расширяют производство высокотехнологичной пьезокерамики. Большую часть продукции местный завод «Прибой» поставляет для нужд военно-морского флота России. Донские пьезоэлементы используются в производстве гидроакустических систем для подводных лодок и кораблей. Подробнее — текст сюжета «Вести. Дон»:
В этом цехе из сотен проводов сплетают искусственную нервную систему. По таким каналам огромный электромеханический организм передает то, что чувствует в мозговой центр. Он также собирается из множества приборов - нейронов, запечатанных в железном черепе. Информация туда поступает через рецепторы - маленькие антенны. На корабле или подводной лодке их количество варьируется от нескольких до десятков тысяч. Весь этот сложный механизм специалисты называют гидроакустическим комплексом - именно он помогает командиру судна ориентироваться в пространстве.
«Все эти устройства построены на базе пьезоэффекта. То есть способности пьезокерамики превращать механическое воздействие в электрический сигнал. Вот мы говорим, гидроакустический комплекс. Акустическая волна оказывает механическое воздействие на пьезокерамику и она превращается в сигнал, который можно обрабатывать и получать полезную информацию», - говорит главный технолог завода «Прибой» Виктор Синичкин.
Такие локаторы собирают с нуля в Таганроге. Все начинается, когда на завод «Прибой» поступают исходные компоненты - титанат бария и цирконат свинца. Это основа будущих пьезоэлементов. Порошковую смесь с добавками измельчают и получают сухой раствор, который дальше проходит несколько ступеней обжига. В первый раз высокая температура пробуждает в составе физические связи - то есть будущую способность реагировать на внешние раздражители. Затем это свойство усиливают под прессом и снова отправляют в печь.
В итоге элементы смогут отвечать электрическим напряжением на внешнее воздействие и излучать сигнал, изменяя геометрическую форму. Но работать они начнут только после нанесения серебряных электродов и поляризации. Потом маленькие приемники собирают в огромную антенну, способную покрыть нос корабля. Но для этого всю нужно поместить в каркас-скелет. Его создают в соседнем цехе - это тысячи деталей разного размера и формы.
«На данном фрезерном оборудовании производится обработка различных металлов - алюминия, титана, нержавейки и т.д. Как цветные, так и черные металлы. Станок работает от программ, которые пишет специальное технологическое бюро. Оператор получает программу и карту наладки, настраивает деталь, выставляет инструмент в барабане, нажимает кнопку, станок производит обработку по программе», - говорит начальник бюро систем автоматизированного проектирования завода «Прибой» Сергей Комаров.
Так как практически весь процесс автоматизирован, на огромном заводе работают всего около 1300 человек. Сейчас они делают гидроакустику для пяти надводных кораблей класса «Фрегат» и двух «Корветов». Весь цикл производства от проекта до установки одного комплекса занимает примерно полтора года. Сейчас до 90% оборудования таганрогский «Прибой» поставляет для нужд военно-морского флота. Но на предприятии не исключают, что пьезоэлементы будут поставлять и для гражданской промышленности. Ведь такую керамику можно применять практически везде. За счет пьезоэффекта работают зажигалки, подушки безопасности в машинах, медицинское оборудование и даже просто освещение.
В этом цехе из сотен проводов сплетают искусственную нервную систему. По таким каналам огромный электромеханический организм передает то, что чувствует в мозговой центр. Он также собирается из множества приборов - нейронов, запечатанных в железном черепе. Информация туда поступает через рецепторы - маленькие антенны. На корабле или подводной лодке их количество варьируется от нескольких до десятков тысяч. Весь этот сложный механизм специалисты называют гидроакустическим комплексом - именно он помогает командиру судна ориентироваться в пространстве.
«Все эти устройства построены на базе пьезоэффекта. То есть способности пьезокерамики превращать механическое воздействие в электрический сигнал. Вот мы говорим, гидроакустический комплекс. Акустическая волна оказывает механическое воздействие на пьезокерамику и она превращается в сигнал, который можно обрабатывать и получать полезную информацию», - говорит главный технолог завода «Прибой» Виктор Синичкин.
Такие локаторы собирают с нуля в Таганроге. Все начинается, когда на завод «Прибой» поступают исходные компоненты - титанат бария и цирконат свинца. Это основа будущих пьезоэлементов. Порошковую смесь с добавками измельчают и получают сухой раствор, который дальше проходит несколько ступеней обжига. В первый раз высокая температура пробуждает в составе физические связи - то есть будущую способность реагировать на внешние раздражители. Затем это свойство усиливают под прессом и снова отправляют в печь.
В итоге элементы смогут отвечать электрическим напряжением на внешнее воздействие и излучать сигнал, изменяя геометрическую форму. Но работать они начнут только после нанесения серебряных электродов и поляризации. Потом маленькие приемники собирают в огромную антенну, способную покрыть нос корабля. Но для этого всю нужно поместить в каркас-скелет. Его создают в соседнем цехе - это тысячи деталей разного размера и формы.
«На данном фрезерном оборудовании производится обработка различных металлов - алюминия, титана, нержавейки и т.д. Как цветные, так и черные металлы. Станок работает от программ, которые пишет специальное технологическое бюро. Оператор получает программу и карту наладки, настраивает деталь, выставляет инструмент в барабане, нажимает кнопку, станок производит обработку по программе», - говорит начальник бюро систем автоматизированного проектирования завода «Прибой» Сергей Комаров.
Так как практически весь процесс автоматизирован, на огромном заводе работают всего около 1300 человек. Сейчас они делают гидроакустику для пяти надводных кораблей класса «Фрегат» и двух «Корветов». Весь цикл производства от проекта до установки одного комплекса занимает примерно полтора года. Сейчас до 90% оборудования таганрогский «Прибой» поставляет для нужд военно-морского флота. Но на предприятии не исключают, что пьезоэлементы будут поставлять и для гражданской промышленности. Ведь такую керамику можно применять практически везде. За счет пьезоэффекта работают зажигалки, подушки безопасности в машинах, медицинское оборудование и даже просто освещение.
Комментировать

23 сентября 2023, 16:02
В Ростовской области идет сбор подсолнечника: какой ждать урожай и какие цены на прилавках?
Пока стоит благоприятная погода, уборка проходит в штатном ....

21 сентября 2023, 14:39
Российское правительство ввело временные ограничения на экспорт топлива
Такое решение приняли, чтобы стабилизировать внутренний ....

21 сентября 2023, 14:20
Российско-турецкая выставка Millagro Rostov открылась в донской столице
Около 30 компаний представили свое ....

21 сентября 2023, 11:34
Более 30 районов Ростовской области приступили к закладке урожая озимых
Пшеницей к этому дню засеяно более 500 тысяч гектаров ....

19 сентября 2023, 15:28
«Ростсельмаш» выпустил комбайн, полностью собранный из отечественных комплектующих
Всего в этом году планируется выпустить 15 подобных кормоуборочных ....

18 сентября 2023, 17:57
Филиал «Ростсельмаша» в Таганроге изготовил первую партию роторных косилок
Через пару дней технику отправят в ....