Инклюзивное образование на Дону: ДГТУ создает условия для студентов с разными потребностями - DONTR.RU

28 октября 2018, 14:14

«Инклюзию нельзя рассматривать только как пользу для людей с инвалидностью. Мы считали всегда, что польза от человека - это то, что он производит. Но польза может быть разная. В том, что мы станем воспринимать человека более широко, как носителя ценных качеств в отдельной узко взятой сфере. Человек, если не может говорить, это не значит, что он не умеет думать, чувствовать».

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности - их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Сегодня многое изменилось. Инклюзивное образование вошло в нашу жизнь. А у донских учебных заведений в этом направление уже есть богатый опыт.  

В 2007-м году в ДГТУ на только открывшееся направление «Социальная работа» поступило два слабослышащих студента. Еще через два года - сразу четверо. Было решено: ребята будут учиться вместе со всеми. Нужно было сделать так, чтобы процесс обучения для особенных студентов проходил без сложностей.

«Я вспоминаю, как мы пришли в первый раз просить штатную единицу сурдопереводчика. И наш ректор Бесарион Чохоевич Месхи спросил, сколько студентов мы приняли. И мы поняли, что слишком мало, и просьба неуместна. Но он сказал тогда, что возьмет на работу сурдопереводчика, если в аудитории будет сидеть один глухой студент», - рассказывает заведующая кафедры «Социальная работа» ДГТУ, доктор философских наук, профессор Наталья Басина.

Однако введением в работу специалиста по жестовому языку руководство и педагоги не ограничились. Ведь слабослышащие студенты продолжали общаться только друг с другом. Выходом стало обучение всей группы основам жестового языка.

«Мы могли наблюдать картины, которые радовали наши сердца. Студенты дружат, общаются. Они приятельствуют, интересуются друг с другом. Общение стало более тесным, возник интерес студентов к субкультуре глухих», - продолжает Наталья Басина.

Вячеслав Яблуненко - студент 4-го курса направления «Социальная работа». В Ростов учиться приехал из Луганской области. Молодой человек имеет нарушения слуха. Поэтому и профессию выбрал именно такую, которая позволит ему помогать людям с похожими проблемами. Нарушение слуха преград для общения со сверстниками не создает. Общаются ребята на смеси жестового и устного языка.

А вот трудности общения с преподавателями парню помогает устранить сурдопереводчик Маргарита Коновалова. Она признается: и не думала, что однажды вновь придется сесть за студенческую скамью. Маргарита Николаевна объясняет: ей приходиться не просто переводить, а адаптировать жестовый язык, который является более простым, чем устный. А это значит, что в материале надо хорошо разбираться.  По ее словам, очень много новых слов, которые не поддаются жестам - приходится использовать дактиль.

Основы русского жестового языка на факультете изучаются в течение первого курса. И это поможет ребятам в их будущей работе.

Инклюзия - естественное, закономерное движение в развитии общества, и оно абсолютно полезно и для одних, и для других. Это очень тонко настраиваемый процесс, требующий большого количества условий, внутренней работы. Но без нее развитие общества невозможно.

Есть в вузе также направление «Дефектология и инклюзивное образование». Здесь учатся будущие логопеды, психологи и педагоги.

«Система инклюзивного образования развивается, когда в школы, детские сады, в обычные группы приходят дети с ограниченными возможностями здоровья. И педагоги, которые раньше с ними не работали, должны знать, какой особый подход к ним надо применить, чтобы они были успешны в социальном плане», - отметила заведующая кафедрой «Дефектология и инклюзивное образование» ДГТУ, доктор педагогических наук, профессор Марина Скуратовская.

Несмотря на то, что данное направление сравнительно молодое, с каждым годом эти профессии становятся все более востребованными. На факультете существует магистерская программа и программа бакалавриата.

«Подписан приказ о создании на базе нашей кафедры учебной научной лаборатории психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, и было закуплено уникальное диагностическое, реабилитационное оборудование. Мы будем формировать у студентов компетенции работы на самом современном оборудовании», -говорит заведующая кафедрой «Дефектология и инклюзивное образование» ДГТУ, доктор педагогических наук, профессор Марина Скуратовская.

Не стоит думать, что студент с повышенными потребностями - это всегда человек в инвалидной коляске или со слуховым аппаратом.
Например, Руслан Сааков обучается на втором курсе по направлению «Информационные экономические системы». Программировать любил с  детства, потому и выбрал эту специальность. У молодого человека  обнаружено серьезное заболевание крови.

«Я езжу раз в неделю в больницу, и преподаватели все понимают, идут на уступки - отпускают, если надо с занятий, а одногруппники всегда помогают. Еще от университета есть социальная стипендия», - говорит Руслан.

Руслан признается, что учеба в вузе приносит большое удовольствие. Ещё здесь он открыл в себе таланты, о которых даже не подозревал – играет в студенческом театре эстрадных миниатюр.

Сегодня в ДГТУ обучается несколько десятков студентов с ограниченными возможностями здоровья. Для этого есть все необходимое. Корпуса, в том числе и общежитий, оборудованы лифтами и пандусами, библиотека оснащена с учетом потребностей студентов с нарушениями зрения, разрабатываются адаптированные образовательные программы.

«Инклюзию нельзя рассматривать только как пользу для людей с инвалидностью. Мы считали всегда, что польза от человека - это то, что он производит. Но польза может быть разная. В том, что мы станем воспринимать человека более широко, как носителя ценных качеств в отдельной узко взятой сфере. Человек, если не может говорить, это не значит, что он не умеет думать, чувствовать», - говорит начальник отдела инклюзивного образования ДГТУ, кандидат психологических наук, доцент Инна Володина.

Каждый из студентов с ограниченными возможностями Донского государственного технического университета уверен: после окончания университета он сможет найти работу. ДГТУ активно сотрудничает с работодателями и уже несколько лет отрабатывает модель подобного трудоустройства. Понятно, что инклюзия невозможна в рамках только одного учреждения. И с каждым годом число сторон, которые включаются в этот процесс, к счастью, становится все больше.
Спасибо за ваш комментарий
На конференции в Ростове обсудили вопросы инклюзии в сфере образования
24 апреля 2024, 11:37
На конференции в Ростове обсудили вопросы инклюзии в сфере образования
Учебные учреждения должны быть готовы принимать всех детей с учетом их потребностей и ....
В «Центре истинных ценностей» в Ростове-на-Дону начала работу IT-школа для подростков
24 апреля 2024, 08:51
В «Центре истинных ценностей» в Ростове-на-Дону начала работу IT-школа для подростков
Курс программирования пройдут более 700 ....
Донские специалисты разработали приложение для пациентов с сахарным диабетом
22 апреля 2024, 16:11
Донские специалисты разработали приложение для пациентов с сахарным диабетом
В программе больные могут поддерживать контакт с врачом. ....
Автор учебников по журналистике и профессор ростовского вуза Евгений Ахмадулин отмечает 80-летние
21 апреля 2024, 16:37
Автор учебников по журналистике и профессор ростовского вуза Евгений Ахмадулин отмечает 80-летние
В планах у Евгения Валерьевича написание еще одного учебника и «Энциклопедия донской ....
Более 778 млн рублей выделили министерству образования Ростовской области из федерального бюджета
19 апреля 2024, 14:02
Более 778 млн рублей выделили министерству образования Ростовской области из федерального бюджета
В 2024 году средства направят на ремонт и строительство, а также функционирование действующих объектов ....
В Ростове прошел фестиваль учебных заведений юга и центра России
18 апреля 2024, 20:27
В Ростове прошел фестиваль учебных заведений юга и центра России
Школьники смогли познакомиться с разными профессиями и их ....