Контактные рельсы для метрополитена: особенности назначения и монтажа - DONTR.RU
Контактные рельсы представляют собой жёсткий провод, являющийся неотъемлемой частью общей сети. Его задача заключается в непосредственном сообщении с токоприёмниками транспортного электроподвижного состава. Они используются в большинстве случаев при организации путей в метрополитене. Иногда также применяются для оснащения электрифицированных ж/д участков в пригороде.
Контактные рельсы представляют собой жёсткий провод, являющийся неотъемлемой частью общей сети. Его задача заключается в непосредственном сообщении с токоприёмниками транспортного электроподвижного состава. Они используются в большинстве случаев при организации путей в метрополитене. Иногда также применяются для оснащения электрифицированных ж/д участков в пригороде.
Использование этих элементов способствует повышению срока службы и безопасности эксплуатации путепроводов, снижению потерь электричества. Поэтому при выборе оснащения выдвигаются жёсткие требования к их качеству. Одной из лучших на рынке считается продукция REHAU. Контактные рельсы в метро характеризуются стойкостью к износу, их можно применять даже в сложных климатических условиях или при организации наземных участков дорог.
Особенности назначения и применение
Контактные рельсы являются неотъемлемой частью системы путей метрополитена. Вся конструкция располагается в тоннеле. Непосредственно контактный рельс расположен в системе справа (такое размещение характерно для участков небольшой протяжённости, на длинных — монтируется слева), защищён специальным изоляционным коробом. Среди конструктивных особенностей стоит отметить:
- Материалом для производства служит низкоуглеродистая сталь, обеспечивающая уменьшение электросопротивления.
- Длина рельсов — 12,5 м, между собой они соединяются посредством сварки или технологией температурного стыка.
- Отличаются по месту расположения токосъёма (контактной поверхности, по которой скользит приёмник): снизу, сверху, сбоку (повёрнут на 90°).
Кроме того, жёсткий провод характеризуется низкой электробезопасностью и имеет ограничения по скорости состава не более 120 км/ч.
Особенности и специфика монтажа
Контактные рельсы подвешивают к системе на специальных железных кронштейнах. Они крепятся по краям шпал посредством путевых метизов. Кронштейны производят из швеллера (номер 10), нужную форму придают в состоянии нагрева, изгибая в определённом направлении. Расстояние между ними составляет от 4,5 до 5,4 м, на промежутках с уклоном — 2,5 м. Крепёжный узел для контактного рельса представляет собой сложный комплекс из:
- полиэтиленового покрытия. Оно надевается на жёсткий провод;
- двух изоляторов. Используются элементы из фарфора. Монтируются поверх слоя полиэтилена;
- жгута. Он прокладывается между парой изоляторов;
- крестообразного полиэтиленового покрытия;
- скоб: двух фигурных и одной предохранительной. Они оснащены фиксаторами. Крепятся поверх полиэтиленового слоя;
- болта. Монтируется в комплекте с гроверной шайбой;
- 2 шплинтов, вставленных в фиксатор.
При монтаже жёсткого провода следует учитывать, чтобы расстояние от конца кронштейна до подкладки ходовых рельсов составляло не менее 35 мм, величина просвета до балласта — 20 мм. Так снижается риск образования электродуги в случае нарушения изоляционного слоя в подвеске.