БАРЬЕРОВ.NET «Инклюзия». Эфир от 26.09.2019 - DONTR.RU

27 сентября 2019, 11:52

Что такое инклюзивное образование? Это когда дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование наравне со всеми. Да, по своей программе, в своём темпоритме, но в тех же декорациях, что и обычные дети. И это очень важно. Когда говорят об инклюзии, то сразу же возникает ассоциация: доступная среда, технические решения, пандусы и тд. Но пообщавшись с родителями, учителями, воспитателями, самими детьми, понимаешь, что инклюзивное образование состоит из довольно тонкой материи. Это любовь, это принятие, это забота, это такой уровень участия в судьбе ребёнка, это желание, чтобы получилось.

Это Марьяша. И она большая умница. У нее есть проблемы со слухом. Но это не помешало ей озвучить целый мультфильм про смешного пластилинового ежа. Ёж гуляет по лесу, полному персонажей: и добрых, и страшных. Он умудряется со всеми найти общий язык. Все как в настоящей жизни: общаться без границ нужно, важно, необходимо.

История Марьяши - история несостоявшейся тишины. Она жила с рождения в почти беззвучном мире, и только через три года впервые смогла услышать голос мамы.

Валентина Данильчик, мама Марьяши: “Мы не прошли скрининг в роддоме, был сломан аппарат. Нас направили в детскую областную, я поняла что-то не так - серные пробки, приходите позже. И нам показали, что у нас снижение слуха 2-3 степени. Восприняли, конечно, ужасно. Полное неприятие. Как это могло с нами случиться?”.

Мама Марьяши Валентина включилась в борьбу. Сначала за слух: дочери вживили слуховые импланты. А потом и за обычную жизнь, среди обычных детей, за социализацию дочери, и за ее инклюзивное обучение.

И Марьяша пошла в специальную группу 228 детского сада. В ней обучаются дети с проблемами слуха. Здесь свой ритм, техническое оснащение по программе «Доступная среда» и своя атмосфера: доверительная и дружеская, постоянные занятия с сурдологом.

Со временем стало понятно, что сумма усилий медиков, педагогов, семьи и внутренняя готовность самой девочки могут распахнуть перед ней дверь в мир обычного “дошколёнка”. Которого приводят в 8 утра в группу и оставляют в саду на весь день. Он гуляет, спит и занимается наравне со всеми. И больше ничем не отличается.

Валентина Данильчик, мама Марьяши: “Для меня это очень важно. Потому что столько всего мы проделали и проделываем. Мы постоянно занимаемся с сурдопедагогом, речью, мы ходим в ресурсный центр в 48-й школе, там поддерживают таких детей, чтобы они себя комфортно чувствовали среди всего социума. В общем, планирую что пойдем в обычную школу, да. Мне кажется, у нас все получится. Возможно, у нас будут проблемы с русским языком. Потому что у нее все-таки произношение слов с 1 степенью тугоухости. Даже с операцией. То есть она может не дослушивать окончания. Ну и пусть будет«.
 
Вероника Скарга, начальник отдела спец. образования и здоровьесбережения в сфере образования Министерства образования Ростовской области: “Всё больше родителей особых детей хотят отдать в школу или сад рядом с домом, чтобы чаще видеться, а не отдавать ребенка в спецзаведение, которое может вообще не в городе. И они настаивают, чтобы инклюзивные практики развивались. А освещение проблематики особенного детства снимает барьеры и страхи у других людей. Опасения от недостатка информации же. Те успешные примеры инклюзивной практики мы будем показывать. Причем по-разному: как со стороны школы - как изменилось пространство, так и со стороны ребенка - как помогла проявить свои возможности. Инклюзия - это реальность и перспектива”.

В прошлом году дорога в школу для десятилетнего Никиты была полна переживаний: ходить туда не хотелось, не нравилось. Сейчас же все изменилось: чем чаще рядом находятся другие дети и взрослые, тем больше уходит страх.

Мама Никиты: “Любит он всех, доброжелательный. Он не понимает, что есть люди злые, он думает что все люди хорошие, добрые. И стеснительный очень. Было вчера много стеснения, много таких моментов. А сегодня у нас обнимашки с учителем. Мы сегодня уже учителя любим. Прогресс очень большой. Практически со всеми детьми он сейчас может наладить контакт. Отношения добрые, дружеские. Я слышала, что он уже не согласен на домашнее обучение. Стоит такая задача перевести на домашне обучение, но он как узнал, что в школу ходить не будет, - это был стресс. Сегодня он сказал: мама, нет, я хочу в школу! Как я буду?”

Мама Никиты: “Нам понадобится много усилий, будет сложнее, чем остальным детям. Но у нас надежда есть, что мы достигнем каких-то результатов и не будем стоять на одном месте. Мы будем читать, писать, себя как-то облуживать”.

Это обычный день особенного класса. Некоторые дети обходятся в школе без помощи родителей, но в основном взрослые рядом. Леша сегодня самостоятельный. Преподаватели говорят: он большой молодец. Старается изо всех сил. Любимого психолога называет тепло “Надей”. Она не заставляет заниматься, но по-доброму настаивает. И это дает свои результаты.

Надежда Михальчук, педагог-психолог: “Леша в этом году меня очень радует. Все у него получается, он умница. Хотелось бы поправить речь. Чтобы была более четкая. Ну и научить его самоконтролю. Ребенок замечательный, очень способный. Поэтому только вперед”.

После индивидуальных занятий начинаются групповые. Бабочки и коты, клей и цветная бумага, - здесь все имеет значение.

Надежда Бочкова, педагог-организатор: “Вижу, делаю и обдумываю. Это вот сразу большого стоит. Как в большой семье бывает по-всякому, но дети идут с удовольствием всегда”.

Наталья Погорелова, директор лицея №3: “У нас всего 45 таких деток. Дети себя ведут свободно в общей массе детей, ходят на уроки к другим деткам, и у нас есть положительный опыт, мы 3 детей перевели в нормативные классы. Мы пообщались с родителями, и видно, что они в единой психологической связи со школой. Да, мы тесно работаем, все особенные, индивидуальные, у всех свой режим питания и без связи этой мы не можем обойтись”.

А ведь философия инклюзии человечна и проста: это рядом и вместе. Это ходить в гости классами. Это играть на переменах. Это принимать друг друга. Не черстветь. И постоянно совершенствоваться.

Валери Койчева, учитель начальных классов: “Может быть ходит ребенок неровно, может еще что-то. Но дети совершенно спокойно к этому отнеслись. Не было никогда никаких проблем, чтобы дразнили. Даже наоборот, особенно первое время: “А можно сходить к ним в кабинет, а что они там делают?”.

А для маленькой Софии инклюзия только начинается. Это первые шаги на пути в большой мир, мир знаний, ярких впечатлений и общения.

Корреспондент: “Как вы думаете, насколько быстро пройдет адаптация Софии? понятно, что невозможно прогнозировать, но все таки?”.
 
Ирина, мама Софии: “Я думаю не быстро. Особенности здоровья и быстрая утомляемость у нас”.

Наталья Сазонова, заместитель директора по УВР дошкольных групп школы №43: “У нас выпускались выпускники, они сейчас обучаются в школе. У нас преемственность. Были детки и с речевыми, и с аутическими диагнозами. Все у нас дети едины, и не должно быть разделения детворы. Для каждой мамы ее ребенок - самый родной и близкий. Вот то же самое и у нас. Это наша семья”.
Спасибо за ваш комментарий
В донских кинотеатрах сегодня пройдет премьера фильма-спектакля «Корсар»
26 апреля 2024, 21:49
В донских кинотеатрах сегодня пройдет премьера фильма-спектакля «Корсар»
Красочный балет для большого экрана сняли в Казанском театре оперы и ....
В Каменске-Шахтинском готовится к открытию уникальное производство искусственной травы
26 апреля 2024, 21:43
В Каменске-Шахтинском готовится к открытию уникальное производство искусственной травы
Синтетические газоны намерены производить ткацким ....
Президент России поставил перед региональными законотворцами несколько принципиально важных задач
26 апреля 2024, 21:37
Президент России поставил перед региональными законотворцами несколько принципиально важных задач
Глава государства обратил особое внимание на реализацию Послания Федеральному собранию 2024 ....
Каждый пятый житель Ростова-на-Дону искал работу больше трех раз или регулярно откликался на вакансии в течение года
26 апреля 2024, 21:19
Каждый пятый житель Ростова-на-Дону искал работу больше трех раз или регулярно откликался на вакансии в течение года
Последние исследования показали, что донская столица заняла четвертое место среди городов России с наибольшим количеством жителей, довольных своей ....
Подозреваемого в избиении и хулиганстве 17-летнего подростка задержали в Таганроге
26 апреля 2024, 20:24
Подозреваемого в избиении и хулиганстве 17-летнего подростка задержали в Таганроге
Несовершеннолетнего доставляют на допрос к ....